15 марта 2016 года прошло открытие выставки «ЧЕРНОЕ + БЕЛОЕ = ЦВЕТ» в Москве

15 марта 2016 года прошло открытие выставки «ЧЕРНОЕ + БЕЛОЕ = ЦВЕТ» в Москве

Команда «Искусства на природе» посетила открытие выставки «ЧЕРНОЕ + БЕЛОЕ = ЦВЕТ», прошедшей в Галерее «Дрезден».

Выставка «ЧЕРНОЕ + БЕЛОЕ = ЦВЕТ» — концептуальный проект Творческого объединения женщин-художников «Ирида».

Выставка посвящается Александру Родченко (125 лет со дня рождения), Варваре Степановой и русскому конструктивизму 20-х годов.

Выставка проходила c 15 по 31 марта 2016 года в Галерее «Дрезден».

В выставке участвовало 54 автора. Представлено более 150 работ

15 марта 2016 года прошло открытие выставки «ЧЕРНОЕ + БЕЛОЕ = ЦВЕТ» в Москве15 марта 2016 года прошло открытие выставки «ЧЕРНОЕ + БЕЛОЕ = ЦВЕТ» в Москве15 марта 2016 года прошло открытие выставки «ЧЕРНОЕ + БЕЛОЕ = ЦВЕТ» в Москве15 марта 2016 года прошло открытие выставки «ЧЕРНОЕ + БЕЛОЕ = ЦВЕТ» в Москве15 марта 2016 года прошло открытие выставки «ЧЕРНОЕ + БЕЛОЕ = ЦВЕТ» в Москве15 марта 2016 года прошло открытие выставки «ЧЕРНОЕ + БЕЛОЕ = ЦВЕТ» в Москве15 марта 2016 года прошло открытие выставки «ЧЕРНОЕ + БЕЛОЕ = ЦВЕТ» в Москве15 марта 2016 года прошло открытие выставки «ЧЕРНОЕ + БЕЛОЕ = ЦВЕТ» в Москве15 марта 2016 года прошло открытие выставки «ЧЕРНОЕ + БЕЛОЕ = ЦВЕТ» в Москве15 марта 2016 года прошло открытие выставки «ЧЕРНОЕ + БЕЛОЕ = ЦВЕТ» в Москве15 марта 2016 года прошло открытие выставки «ЧЕРНОЕ + БЕЛОЕ = ЦВЕТ» в Москве15 марта 2016 года прошло открытие выставки «ЧЕРНОЕ + БЕЛОЕ = ЦВЕТ» в Москве15 марта 2016 года прошло открытие выставки «ЧЕРНОЕ + БЕЛОЕ = ЦВЕТ» в Москве15 марта 2016 года прошло открытие выставки «ЧЕРНОЕ + БЕЛОЕ = ЦВЕТ» в Москве15 марта 2016 года прошло открытие выставки «ЧЕРНОЕ + БЕЛОЕ = ЦВЕТ» в Москве15 марта 2016 года прошло открытие выставки «ЧЕРНОЕ + БЕЛОЕ = ЦВЕТ» в Москве15 марта 2016 года прошло открытие выставки «ЧЕРНОЕ + БЕЛОЕ = ЦВЕТ» в Москве15 марта 2016 года прошло открытие выставки «ЧЕРНОЕ + БЕЛОЕ = ЦВЕТ» в Москве15 марта 2016 года прошло открытие выставки «ЧЕРНОЕ + БЕЛОЕ = ЦВЕТ» в Москве15 марта 2016 года прошло открытие выставки «ЧЕРНОЕ + БЕЛОЕ = ЦВЕТ» в Москве15 марта 2016 года прошло открытие выставки «ЧЕРНОЕ + БЕЛОЕ = ЦВЕТ» в Москве15 марта 2016 года прошло открытие выставки «ЧЕРНОЕ + БЕЛОЕ = ЦВЕТ» в Москве15 марта 2016 года прошло открытие выставки «ЧЕРНОЕ + БЕЛОЕ = ЦВЕТ» в Москве15 марта 2016 года прошло открытие выставки «ЧЕРНОЕ + БЕЛОЕ = ЦВЕТ» в Москве15 марта 2016 года прошло открытие выставки «ЧЕРНОЕ + БЕЛОЕ = ЦВЕТ» в Москве15 марта 2016 года прошло открытие выставки «ЧЕРНОЕ + БЕЛОЕ = ЦВЕТ» в Москве15 марта 2016 года прошло открытие выставки «ЧЕРНОЕ + БЕЛОЕ = ЦВЕТ» в Москве15 марта 2016 года прошло открытие выставки «ЧЕРНОЕ + БЕЛОЕ = ЦВЕТ» в Москве

Отзывы участников и зрителей выставки:

Галина Пикулева (писатель, кандидат искусствоведения)

В галерее «Дрезден» в марте 2016 года состоялась выставка «ЧЕРНОЕ + БЕЛОЕ = ЦВЕТ», которая проходила в рамках Московского весеннего фестиваля «Женщины в искусстве современного мира». Этот концептуальный проект включил более 150 работ, выполненных участниками Творческого объединения женщин-художников «Ирида». В экспозицию вошли произведения разных жанров и видов — живописное и декоративное искусство, графика, инсталляции, скульптурные изображения.

Главной целью организаторы ставили визуальное воплощение на холсте и листах бумаги черно-белой гаммы художественного образа. Замысел показа возник год назад, когда художники из «Ириды» побывали на ретроспективной выставке мастеров конструктивизма в Музее изобразительных искусств имени А. С. Пушкина. Тогда они решили посвятить свои работы 125-летнему юбилею Александра Родченко и Варвары Степановой, которые активно действовали в изобразительной среде в 20-е годы 20-го века. В так называемый «черный период» эти мастера развивали теорию и практику направления конструктивизма, преобразовывавшего статичные каноны конкретного реализма. Их контрастные черно-белые композиции к тому же соответствовали новаторскому строю городской архитектуры, устремленной в высоты грядущего времени. Можно привести также сравнение с «лесенкой» маршей в поэзии Маяковского, реформировавшего размеренную строфу русской литературы.

Понятие конструирования среды, создание функциональных ритмов в искусстве отразилось на выставке «ЧЕРНОЕ + БЕЛОЕ = ЦВЕТ» в двух основных разделах. Историческая экспозиция «Опыты для будущего» включила произведения основоположников конструктивизма — линогравюры Александра Родченко, ксилографии Варвары Степановой. Рядом разместились фотомонтажи и фотографика их дочери Варвары Родченко. Во втором обширном разделе демонстрировались работы последователей. Можно считать своего рода классикой стиля цикл «Индустриальная графика», над которым руководитель «Ириды» Мария Эсмонт трудилась в 1975 году. Елена Щепетова на холсте с помощью акрила претворила диптих «Лед и камень». Совсем свежие пейзажи из серии «Крымская волна» показала Ирина Нестерова, работавшая прошлой весной на морском побережье. Приверженная к реальным традициям Татьяна Чумейкина на этот раз удивила коллег динамичный диптихом «Танго». Анна Бельченкова продемонстрировала выразительные плакаты «Черное молоко», «Карьера», «Не зацикливайся». Наталья Алексеева в декоративной манере расписала батик «Современный балет». Светлана Никольская в качестве автора предложила для рассмотрения миниатюрные рукописные книги.

Короткий обзор искусствоведа не может охватить работы всех пятидесяти художников. Будем надеяться, что их усердный труд не пропадет, из искры разгорится пламя, которое выльется в солидный каталог, где большинство конструктивных идей предстанут в присущей силе и красоте.

Праздничная обстановка преобладала на вернисаже значительной выставки. Залы галереи «Дрезден» заполнили, а потом поднялись на подиум художники в черно-белых костюмах и шляпках. Некоторые предметы перешли в наследство от бережливых родственниц, другие специально готовились для торжества. Например, Наталья Алексеева сама сконструировала эффектный головной убор из плотной бумаги. Большой интерес вызвала демонстрация современной одежды, выполненной по мотивам моделей, которые когда-то Варвара Степанова предлагала московским модницам. По подиуму прошли обаятельные студентки, наряженные в черно-белые ткани по инициативе Ануш Матевосян, которая возглавляет лабораторию моды на кафедре дизайна в Московском университете культуры и искусства. Радостным событием стало выступление артистичной Александры Нестеровой. В черно-белом испанском костюме она темпераментно танцевала южное фламенко.

В финальный день выставки ее создатели долго не расставались. На «круглом столе» прошло обсуждение работ с участием М. С. Эсмонт, графика Германа Черемушкина, художников М. Казариной, М. Орловой, Н. Алексеевой. В результате проведенного конкурса жюри в составе академика К. Петрова, директора галереи М. Радюк и М. Эсмонт наградило лучших художников почетными дипломами. Общее мнение присутствующих вылилось в желание сделать проект «ЧЕРНОЕ + БЕЛОЕ = ЦВЕТ» руководством для подготовки и экспонированию новых произведений в творческом объединении «Ирида».

Елена Щепетова

Исходная позиция нашего проекта — одна из исследовательских тем теоретических и практических разработок А. Родченко «ОПЫТЫ ДЛЯ БУДУЩЕГО» — так называемый «ЧЕРНЫЙ ПЕРИОД», исследование возможностей создания на плоскости картины пространственного и живописного изображения с помощью линии, пятна, разности фактуры только одного черного цвета.

Александр Родченко и Варвара Степанова над темой «черного периода» работали одновременно и параллельно, одновременно решались сложные конструктивно-композиционные задачи. На выставке представлены оттиски линогравюр А. Родченко и ксилографии В. Степановой, относящиеся к этому периоду.

К черному периоду относятся и образцы «полиграфического конструктивизма» В. Степановой, представленные в серии иллюстраций «Чарли Чаплин» в технике ксилографии. В развитие темы полиграфического дизайна на выставке представлены послевоенные работы их дочери Варвары Родченко, которая также работала в черно-белом дизайне книжного оформления, фотографике и фотомонтаже. (Куратор исторического раздела выставки Александр Лаврентьев).

Сама концепция проекта, подтолкнула художников к самым неожиданным решениям, способным раскрыть драматическое звучание черного на белом или белого на черном, разнообразие возможных отношений этих двух очень мощных цветов, не ограничиваясь лишь решениями в стиле конструктивизма. Может ли черно-белое изображение стать более ярким и выразительным, чем многоцветье живописи? Ответ на поставленный вопрос возникает сам собой, так как именно черный цвет стал героем этой выставки, цвет способный передать всю гамму переживаний автора, которые, я уверена, передаются и зрителю. Два цвета, два противоположных понятия, свет и тьма, день и ночь, изначально несут в себе огромную эмоциональную окраску, и обладают очень сильной выразительностью Современное прочтение темы, поставленной А. Родченко 100 лет назад, решение ее в самых разных материалах и творческих стилях от реализма до современных инсталляций и объектов, дало выставке легкость, наполнило выставочное пространство галереи свежим, почему-то хочется сказать, весенним ветром, впускающим в художника весь мир. Такими оказались и работы Клары Голицыной, представленные на нашей выставке.

Живопись Жанны Яковлевой, графика — Адам и Ева Нины Шапкиной-Корчугановой, триптих Иры Скачковой, как всегда неожиданный, очень живые большие рисунки тушью кистью Галины Карасевой, плакаты Анны Бельченковой, абстракции Лидии Казариной, пастели-триптих Маши Левко и конечно много хорошей черно-белой графики, иллюстраций и даже целая библиотека миниатюрных рукописных книг Светланы Никольской.

Современное актуальное искусство представлено инсталляцией — «информа» Киры Матиссен, очень выразительный объект Марии Колмыковой и Максима Проценко «Желтая субмарина», «Архитектон» из оптического стекла Ольги Победовой, концептуальный фаянс Натальи Хлебцевич.

Автор проекта, Мария Эсмонт, представила работы индустриальной тематики 70-х годов и современную «Графику весны».

Собственная тема Варвары Степановой - моделирование театрального костюма и одежды как основы новой советской моды. Специально к этому проекту создана коллекция моделей костюмов в стиле конструктивизма «черного периода» 20-х годов студентами факультета дизайна моды МГУКИ под руководством преподавателя университета художника-модельера Ануш Матевосян. Модное дефиле коллекции стало совершенно замечательной частью программы вернисажа. Для демонстрации коллекции архитектором и также преподавателем МГУКИ Александром Сикстель был выстроен черно белый объект-подиум, который сделал дефиле особенно эффектным.

Еще одним сюрпризом на открытие выставки стало исполнение испанского танца фламенко, такое же острое, как и столкновение ЧЕРНОГО и БЕЛОГО. Думается, что проект этот требует продолжения и очень хотелось бы получить поддержку руководителей культурой Москвы.

Лидия Казарина

Идея этой выставки, предложенная Марией Эсмонт, оказалась очень актуальной на сегодняшний день — обратиться к теоретическим и практическим разработкам А. Родченко, которые он адресовал нам, своим потомкам, назвав «Опыты для будущего». А 100 лет назад был создан Малевичем знаменитый «Черный квадрат» — это знаковое событие - произошло рождение нового языка изобразительного искусства.

Конечно, этому явлению предшествовал огромный труд собратьев по кисти и русских, и французских импрессионистов, постимпрессионистов, кубистов и т.д., и наконец, абстракционизм, рожденный в России. Изобразительное искусство заговорило своим языком, очистившись от литературы. Оказалось, что цвет, тон, ритм, композиция, фактура и т.д. обладают своей психологией воздействия на человека, на зрителя. И художник, овладевая этим языком, получает новые возможности для создания выразительного образа. А именно выразительный образ и есть цель творчества. К сожалению, сегодня эти открытия недостаточно используются художниками — то был тормозом обязательный для всех соц. реализм, а теперь с неудержимой силой наступает новая тенденция под названием «актуальное искусство» или постмодернизм, представители которого заявляют, что они больше не создают красоту, они отказываются от понятий «мастерство», образ. Теперь искусство — это лишь жест художника, который зритель может трактовать как ему вздумается.

Так для чего же было столько труда всех предыдущих поколений художников, совершено столько открытий и создано прекрасных произведений, чтобы положить их на одну доску с этими «жестами», зачастую циничными и безобразными. Ясно, что эти тенденции разрушительны как для искусства, так и для общества. Думаю, эта тенденция — тупиковая ветвь, поэтому я продолжаю искать новые грани выразительного языка для создания своих образов.

Мой триптих «Движение формы» — это вариации на тему полета, падения, парения формы, мягкость, пластичность и движение которой подчеркнуто геометрическими знаками, тонкими, острыми линиями.

15 марта 2016 года прошло открытие выставки «ЧЕРНОЕ + БЕЛОЕ = ЦВЕТ» в Москве15 марта 2016 года прошло открытие выставки «ЧЕРНОЕ + БЕЛОЕ = ЦВЕТ» в Москве15 марта 2016 года прошло открытие выставки «ЧЕРНОЕ + БЕЛОЕ = ЦВЕТ» в Москве15 марта 2016 года прошло открытие выставки «ЧЕРНОЕ + БЕЛОЕ = ЦВЕТ» в Москве15 марта 2016 года прошло открытие выставки «ЧЕРНОЕ + БЕЛОЕ = ЦВЕТ» в Москве15 марта 2016 года прошло открытие выставки «ЧЕРНОЕ + БЕЛОЕ = ЦВЕТ» в Москве15 марта 2016 года прошло открытие выставки «ЧЕРНОЕ + БЕЛОЕ = ЦВЕТ» в Москве15 марта 2016 года прошло открытие выставки «ЧЕРНОЕ + БЕЛОЕ = ЦВЕТ» в Москве15 марта 2016 года прошло открытие выставки «ЧЕРНОЕ + БЕЛОЕ = ЦВЕТ» в Москве15 марта 2016 года прошло открытие выставки «ЧЕРНОЕ + БЕЛОЕ = ЦВЕТ» в Москве15 марта 2016 года прошло открытие выставки «ЧЕРНОЕ + БЕЛОЕ = ЦВЕТ» в Москве15 марта 2016 года прошло открытие выставки «ЧЕРНОЕ + БЕЛОЕ = ЦВЕТ» в Москве15 марта 2016 года прошло открытие выставки «ЧЕРНОЕ + БЕЛОЕ = ЦВЕТ» в Москве15 марта 2016 года прошло открытие выставки «ЧЕРНОЕ + БЕЛОЕ = ЦВЕТ» в Москве15 марта 2016 года прошло открытие выставки «ЧЕРНОЕ + БЕЛОЕ = ЦВЕТ» в Москве15 марта 2016 года прошло открытие выставки «ЧЕРНОЕ + БЕЛОЕ = ЦВЕТ» в Москве15 марта 2016 года прошло открытие выставки «ЧЕРНОЕ + БЕЛОЕ = ЦВЕТ» в Москве15 марта 2016 года прошло открытие выставки «ЧЕРНОЕ + БЕЛОЕ = ЦВЕТ» в Москве15 марта 2016 года прошло открытие выставки «ЧЕРНОЕ + БЕЛОЕ = ЦВЕТ» в Москве15 марта 2016 года прошло открытие выставки «ЧЕРНОЕ + БЕЛОЕ = ЦВЕТ» в Москве